Теория
Добавлено: 07 фев 2012, 21:48
КАК ВОСПИТАТЬ СУПЕР-СОБАКУ
В 80-х годах, когда родился мой старший племянник, было модно «закаливать» и всячески физически развивать детей: родители на несколько минут помещали малыша под холодный душ, вертели за руки и ноги, «забрасывали за спину». Когда родился второй племянник, родители его уже жалели. Мальчики выросли абсолютно разные… И их родители иногда, чего греха таить, относят это на счет своих «экспериментов по обогащению».
Идеи раннего развития человеческих детей популярны до сих пор. У них много сторонников и противников, споры по поводу пользы или вреда ранней закалки без одежды и динамической гимнастики с детьми продолжаются, иногда разгораясь, иногда затухая.
Как ни странно, но любители животных более консервативны и почти никогда не задумываются о вопросах раннего развития своих подопечных. Кто-нибудь слышал или задавался идеей о «раннем закаливании» щенков или котят? Однако история знает много случаев, когда этим вопросом серьезно интересовались и ученые, и те, кто собирался применять их лабораторные разработки на практике.
КАК ВЫРАСТИТЬ
В 1968–1976 годах Министерством обороны США была разработана и осуществлялась программа «Биосенсор». Целью этой программы было создать животных, которые имели бы повышенные способности для выполнения «военной работы», поэтому она стала более известной как программа «Суперсобака». Собаки подготавливались для групп поддержки во время войны США с Вьетнамом. Данная программа сосредотачивалась и на разведении, и на обучении «особенных» собак. Одним из важных ее пунктов было проведение ранней стимуляции щенков на основе хэндлинга.
Согласно разработанной Министерством обороны США программе «Биосенсор», значительная часть усилий по воздействию на собак была сосредоточена на временном окошке, которое «открывается» уже на третий день после рождения щенков и продолжается до шестнадцатого дня их жизни. Было признано, что специальные упражнения в это время будут приносить особенную пользу стремительно развивающимся новорожденным. В этом возрасте у щенков нет нормального слуха и зрения, они не способны поддерживать физиологические отправления и постоянную температуру тела без внешней стимуляции со стороны матери, у щенков этого возраста нет установившихся ритмов мозга, у них еще не сформированы моторные координации. Тем не менее, ранняя стимуляция именно в этот период эффективно влияла на эмоциональность этих животных в будущем и тем самым – на их способность преодолевать сложные ситуации.
«ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»
По задуманному плану каждый щенок подвергался хэндлингу по отдельности, при этом с ним проводили сразу серию упражнений, после чего начинали тренировать другого щенка. Упражнения с каждым щенком проводились один раз в день и длились всего несколько минут. Очень важно, чтобы щенок не спал, а находился в состоянии бодрствования.
При выборе и разработке упражнений учитывали, что в ранний период жизни щенки чувствительны лишь к ограниченному набору стимулов. В целом они живут еще в «сенсорном вакууме», но чутко реагируют на прикосновение, движения, термические воздействия (помимо вкусовых). Упражнения были подобраны так, чтобы предоставлять стимуляцию, которую щенок вряд ли получил бы естественным образом в ходе этого периода развития.
У собак, с которыми занимались упражнениями, предусмотренными программой, позднее отмечались пять «преимуществ»: стабильный сердечный ритм; повышенный минутный объем сердца и более здоровые надпочечники; большая устойчивость к стрессу; большая сопротивляемость к заболеваниям.
Позже и другие ученые сообщали о сходных результатах. Например, при тестировании способности к научению у таких щенков исследователь Майкл Фокс обнаружил, что они более активны и в большей степени любопытны, чем их собратья, которых стимуляции не подвергали (и которых они, кстати, всегда превосходили в ситуациях конкуренции). В тестах с лабиринтом не стимулировавшиеся щенки становились чрезмерно взволнованными, взбудораженными, больше скулили и совершали много ошибок.
В ОСНОВЕ – СТРЕСС
Ученые считают, что общим для всех описанных выше процедур раннего стимулирования детенышей является то, что они переживают небольшой стресс. Они, когда взрослеют, приобретают характеристики «суперживотных». Такие животные дольше выживают без воды и пищи. У крыс, которые были связаны и не могли двигаться в течение 24 часов, развивались тяжелые язвы желудка, но их однопометники, подвергавшиеся раннему стрессу, были более устойчивыми и не демонстрировали признаков болезни.
Казалось бы, ключ к «выведению» Супермена, то есть, простите, Суперсобаки получен. Он заключается в раннем стрессе, которому следует подвергать всех новорожденных. Однако, как всегда, все не так просто. Зависимость между стимуляцией в раннем возрасте и эмоциональностью и способностью преодолевать различные задачи у взрослых животных не является однозначной.
В программе «Суперсобака» оговаривалось, что упражнения не стоит проводить чаще одного раза в день и длиться они должны не более нескольких минут. Чрезмерное стимулирование в раннем возрасте может быть неблагоприятным и даже губительным. Например, длительный стресс в младенчестве может приводить к тому, что щенки становятся легко возбудимыми. Сильные ранние переживания могут отрицательно влиять на склонность к заболеваниям и научение.
Опасность создания «суперсобак» в домашних условиях заключается в том, что мы не знаем, где проходят границы избыточной или недостаточной стимуляции. Определение их для конкретного детеныша в тот или иной момент его развития представляется практически невозможным. Тем более что любой порог должен быть определен быстро, поскольку каждый случай индивидуален. Впрочем, хозяева, которые регулярно трогают своих щенков, берут их на руки и гладят, могут спокойно продолжать это делать. Повседневная жизнь и подготовка «суперсобак» все-таки требуют разных подходов.
Упражнения
1. Тактильная стимуляция.
Держа щенка в одной руке, человек легко щекочет щенка между пальцами на одной из лап, используя ватную палочку или кисточку. Необходимо видеть, что щенок чувствует прикасание.
2. Вертикальное удержание головы вверх.
При помощи двух рук щенок держится перпендикулярно земле так, чтобы его голова находилась прямо над хвостом.
3. Голова вниз.
Крепко держат щенка обеими руками – голова его направлена вниз так, что указывает на землю.
4. На спине.
Держат щенка так, чтобы его спина опиралась на ладони обеих рук, при этом морда была направлена на потолок.
5. Термическая стимуляция.
На влажное полотенце, которое охлаждается в холодильнике в течение по меньшей мере пяти минут, помещается щенок – на полотенце всеми четырьмя лапами. Движение не ограничивается.
Выполнять все упражнения – 3–5 секунд.
Немного «теории».
Эффект влияния раннего стимулирования на последующее развитие у животных
был открыт еще в 1930-х годах, затем он бурно обсуждался в 1950-х и 1970-х годах. Было показано, что если детенышей млекопитающих подвергать легкому стрессу сразу после рождения в течение некоторого периода, то позднее, во взрослой жизни, они будут более эффективно справляться с трудностями. Тривиальный на первый взгляд опыт, полученный животными в раннем возрасте, может оказывать глубокое воздействие на их способность к обучению, темпы развития, физиологическую и физическую зрелость.
Сейчас словом «хэндлинг» иногда называют подготовку собак к выставке и умелое проведение ее по рингу. Однако в литературе, посвященной поведению животных, понятие хэндлинга (handling) обозначает процедуру раннего стимулирования развития животных: маленьких детенышей на несколько минут в день вынимают из гнезда и берут на руки, слегка поглаживая их и перенося их, если это возможно. Впервые процедура хэндлинга была описана на лабораторных крысах и собаках, однако затем эксперименты на грызунах, кроликах, лисах и волках, крупном рогатом скоте, козах, овцах, свиньях, лошадях, домашней птице подтвердили влияние этой процедуры на последующее развитие «прирученных к рукам» животных.
На всех этапах развития существуют так называемые критические периоды – периоды, в ходе которых животные особо чувствительны к действию определенных видов стимулов, а их наличие или отсутствие будут определять и некоторые стороны поведения взрослых животных, и возможности их научения. При этом более поздний опыт не может компенсировать отсутствие опыта в более ранние периоды жизни. Суть критических периодов в развитии поведения животных выразили нобелевские лауреаты Дэвид Хьюбел и Торстен Визел как итог своей работы, посвященной роли визуального опыта для развития зрения у котят: «Используй, а то потеряешь».
Немного «теории».
Эксперименты, проводившиеся на грызунах, показали, что в раннем возрасте стимулирующее влияние оказывает не только ежедневное ношение на руках, но и слабое электрическое раздражение детенышей. Даже простое покачивание клетки или ее перемещение по лаборатории может весьма эффективно служить ранним обогащением. В природе количество облизываний самками своих детенышей и время, проведенное в тесном тактильном контакте с ними, влияют на скорость, с которой детеныши впоследствии осваивают новые ситуации. Например, они быстрее начинают есть новую еду, лучше исследуют новое окружение, легче переносят стрессы. В большинстве работ было обнаружено, что ранний хэндлинг понижает общую склонность животных пугаться, уменьшает их страх перед людьми, улучшает управляемость ими, то есть легкость, с которой человек может проводить рутинные процедуры по уходу за животными. В целом ранний хэндлинг приводит к улучшению научения в старшем возрасте. Даже лошади, подвергавшиеся стимуляции уже жеребятами, лучше справлялись с заданиями в Т-лабиринте, чем лошади, которые хэндлингу не подвергались. У крыс после стимуляции раньше открываются глаза, шерсть растет быстрее, вес во взрослом состоянии больше, наблюдается ускоренное созревание системы «гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников», увеличивается вес подкорковых структур мозга. Сейчас доказано, что переживание стресса в ранние периоды жизни влияет на развитие части гормональной системы, которая определяет эмоциональные ответы животных. Такие индивиды, став взрослыми, менее эмоциональны в проблемных ситуациях и реагируют на стресс «ступенчато изменяющимся способом», в то время как их однопометники, выросшие в совершенно спокойных обстоятельствах, отвечают в стиле «все или ничего».
В 80-х годах, когда родился мой старший племянник, было модно «закаливать» и всячески физически развивать детей: родители на несколько минут помещали малыша под холодный душ, вертели за руки и ноги, «забрасывали за спину». Когда родился второй племянник, родители его уже жалели. Мальчики выросли абсолютно разные… И их родители иногда, чего греха таить, относят это на счет своих «экспериментов по обогащению».
Идеи раннего развития человеческих детей популярны до сих пор. У них много сторонников и противников, споры по поводу пользы или вреда ранней закалки без одежды и динамической гимнастики с детьми продолжаются, иногда разгораясь, иногда затухая.
Как ни странно, но любители животных более консервативны и почти никогда не задумываются о вопросах раннего развития своих подопечных. Кто-нибудь слышал или задавался идеей о «раннем закаливании» щенков или котят? Однако история знает много случаев, когда этим вопросом серьезно интересовались и ученые, и те, кто собирался применять их лабораторные разработки на практике.
КАК ВЫРАСТИТЬ
В 1968–1976 годах Министерством обороны США была разработана и осуществлялась программа «Биосенсор». Целью этой программы было создать животных, которые имели бы повышенные способности для выполнения «военной работы», поэтому она стала более известной как программа «Суперсобака». Собаки подготавливались для групп поддержки во время войны США с Вьетнамом. Данная программа сосредотачивалась и на разведении, и на обучении «особенных» собак. Одним из важных ее пунктов было проведение ранней стимуляции щенков на основе хэндлинга.
Согласно разработанной Министерством обороны США программе «Биосенсор», значительная часть усилий по воздействию на собак была сосредоточена на временном окошке, которое «открывается» уже на третий день после рождения щенков и продолжается до шестнадцатого дня их жизни. Было признано, что специальные упражнения в это время будут приносить особенную пользу стремительно развивающимся новорожденным. В этом возрасте у щенков нет нормального слуха и зрения, они не способны поддерживать физиологические отправления и постоянную температуру тела без внешней стимуляции со стороны матери, у щенков этого возраста нет установившихся ритмов мозга, у них еще не сформированы моторные координации. Тем не менее, ранняя стимуляция именно в этот период эффективно влияла на эмоциональность этих животных в будущем и тем самым – на их способность преодолевать сложные ситуации.
«ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»
По задуманному плану каждый щенок подвергался хэндлингу по отдельности, при этом с ним проводили сразу серию упражнений, после чего начинали тренировать другого щенка. Упражнения с каждым щенком проводились один раз в день и длились всего несколько минут. Очень важно, чтобы щенок не спал, а находился в состоянии бодрствования.
При выборе и разработке упражнений учитывали, что в ранний период жизни щенки чувствительны лишь к ограниченному набору стимулов. В целом они живут еще в «сенсорном вакууме», но чутко реагируют на прикосновение, движения, термические воздействия (помимо вкусовых). Упражнения были подобраны так, чтобы предоставлять стимуляцию, которую щенок вряд ли получил бы естественным образом в ходе этого периода развития.
У собак, с которыми занимались упражнениями, предусмотренными программой, позднее отмечались пять «преимуществ»: стабильный сердечный ритм; повышенный минутный объем сердца и более здоровые надпочечники; большая устойчивость к стрессу; большая сопротивляемость к заболеваниям.
Позже и другие ученые сообщали о сходных результатах. Например, при тестировании способности к научению у таких щенков исследователь Майкл Фокс обнаружил, что они более активны и в большей степени любопытны, чем их собратья, которых стимуляции не подвергали (и которых они, кстати, всегда превосходили в ситуациях конкуренции). В тестах с лабиринтом не стимулировавшиеся щенки становились чрезмерно взволнованными, взбудораженными, больше скулили и совершали много ошибок.
В ОСНОВЕ – СТРЕСС
Ученые считают, что общим для всех описанных выше процедур раннего стимулирования детенышей является то, что они переживают небольшой стресс. Они, когда взрослеют, приобретают характеристики «суперживотных». Такие животные дольше выживают без воды и пищи. У крыс, которые были связаны и не могли двигаться в течение 24 часов, развивались тяжелые язвы желудка, но их однопометники, подвергавшиеся раннему стрессу, были более устойчивыми и не демонстрировали признаков болезни.
Казалось бы, ключ к «выведению» Супермена, то есть, простите, Суперсобаки получен. Он заключается в раннем стрессе, которому следует подвергать всех новорожденных. Однако, как всегда, все не так просто. Зависимость между стимуляцией в раннем возрасте и эмоциональностью и способностью преодолевать различные задачи у взрослых животных не является однозначной.
В программе «Суперсобака» оговаривалось, что упражнения не стоит проводить чаще одного раза в день и длиться они должны не более нескольких минут. Чрезмерное стимулирование в раннем возрасте может быть неблагоприятным и даже губительным. Например, длительный стресс в младенчестве может приводить к тому, что щенки становятся легко возбудимыми. Сильные ранние переживания могут отрицательно влиять на склонность к заболеваниям и научение.
Опасность создания «суперсобак» в домашних условиях заключается в том, что мы не знаем, где проходят границы избыточной или недостаточной стимуляции. Определение их для конкретного детеныша в тот или иной момент его развития представляется практически невозможным. Тем более что любой порог должен быть определен быстро, поскольку каждый случай индивидуален. Впрочем, хозяева, которые регулярно трогают своих щенков, берут их на руки и гладят, могут спокойно продолжать это делать. Повседневная жизнь и подготовка «суперсобак» все-таки требуют разных подходов.
Упражнения
1. Тактильная стимуляция.
Держа щенка в одной руке, человек легко щекочет щенка между пальцами на одной из лап, используя ватную палочку или кисточку. Необходимо видеть, что щенок чувствует прикасание.
2. Вертикальное удержание головы вверх.
При помощи двух рук щенок держится перпендикулярно земле так, чтобы его голова находилась прямо над хвостом.
3. Голова вниз.
Крепко держат щенка обеими руками – голова его направлена вниз так, что указывает на землю.
4. На спине.
Держат щенка так, чтобы его спина опиралась на ладони обеих рук, при этом морда была направлена на потолок.
5. Термическая стимуляция.
На влажное полотенце, которое охлаждается в холодильнике в течение по меньшей мере пяти минут, помещается щенок – на полотенце всеми четырьмя лапами. Движение не ограничивается.
Выполнять все упражнения – 3–5 секунд.
Немного «теории».
Эффект влияния раннего стимулирования на последующее развитие у животных
был открыт еще в 1930-х годах, затем он бурно обсуждался в 1950-х и 1970-х годах. Было показано, что если детенышей млекопитающих подвергать легкому стрессу сразу после рождения в течение некоторого периода, то позднее, во взрослой жизни, они будут более эффективно справляться с трудностями. Тривиальный на первый взгляд опыт, полученный животными в раннем возрасте, может оказывать глубокое воздействие на их способность к обучению, темпы развития, физиологическую и физическую зрелость.
Сейчас словом «хэндлинг» иногда называют подготовку собак к выставке и умелое проведение ее по рингу. Однако в литературе, посвященной поведению животных, понятие хэндлинга (handling) обозначает процедуру раннего стимулирования развития животных: маленьких детенышей на несколько минут в день вынимают из гнезда и берут на руки, слегка поглаживая их и перенося их, если это возможно. Впервые процедура хэндлинга была описана на лабораторных крысах и собаках, однако затем эксперименты на грызунах, кроликах, лисах и волках, крупном рогатом скоте, козах, овцах, свиньях, лошадях, домашней птице подтвердили влияние этой процедуры на последующее развитие «прирученных к рукам» животных.
На всех этапах развития существуют так называемые критические периоды – периоды, в ходе которых животные особо чувствительны к действию определенных видов стимулов, а их наличие или отсутствие будут определять и некоторые стороны поведения взрослых животных, и возможности их научения. При этом более поздний опыт не может компенсировать отсутствие опыта в более ранние периоды жизни. Суть критических периодов в развитии поведения животных выразили нобелевские лауреаты Дэвид Хьюбел и Торстен Визел как итог своей работы, посвященной роли визуального опыта для развития зрения у котят: «Используй, а то потеряешь».
Немного «теории».
Эксперименты, проводившиеся на грызунах, показали, что в раннем возрасте стимулирующее влияние оказывает не только ежедневное ношение на руках, но и слабое электрическое раздражение детенышей. Даже простое покачивание клетки или ее перемещение по лаборатории может весьма эффективно служить ранним обогащением. В природе количество облизываний самками своих детенышей и время, проведенное в тесном тактильном контакте с ними, влияют на скорость, с которой детеныши впоследствии осваивают новые ситуации. Например, они быстрее начинают есть новую еду, лучше исследуют новое окружение, легче переносят стрессы. В большинстве работ было обнаружено, что ранний хэндлинг понижает общую склонность животных пугаться, уменьшает их страх перед людьми, улучшает управляемость ими, то есть легкость, с которой человек может проводить рутинные процедуры по уходу за животными. В целом ранний хэндлинг приводит к улучшению научения в старшем возрасте. Даже лошади, подвергавшиеся стимуляции уже жеребятами, лучше справлялись с заданиями в Т-лабиринте, чем лошади, которые хэндлингу не подвергались. У крыс после стимуляции раньше открываются глаза, шерсть растет быстрее, вес во взрослом состоянии больше, наблюдается ускоренное созревание системы «гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников», увеличивается вес подкорковых структур мозга. Сейчас доказано, что переживание стресса в ранние периоды жизни влияет на развитие части гормональной системы, которая определяет эмоциональные ответы животных. Такие индивиды, став взрослыми, менее эмоциональны в проблемных ситуациях и реагируют на стресс «ступенчато изменяющимся способом», в то время как их однопометники, выросшие в совершенно спокойных обстоятельствах, отвечают в стиле «все или ничего».